КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТАМОЖЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СОСТОЯЛСЯ В «ЭКСПОЦЕНТРЕ»

28.08.2018
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТАМОЖЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СОСТОЯЛСЯ В «ЭКСПОЦЕНТРЕ»

Организованный Союзлегпромомкруглый стол «Таможенное регулирование товаров текстильной и легкой промышленности», состоявшийся 27 августа - в преддверии официального открытия V Международной выставки ИНТЕРТКАНЬ-2018. Осень» - подробно осветил практически все вопросы обозначенной проблематики.

 

Ввиду растущей актульности для отрасли всего комплекса вопросов таможенного регулирования и таможенных процедур на всех стадиях вывода продукции в товарное обращение. А эти вопросы впрямую связаны, в том числе, с эффективностью логистического сегмента легпрома.

 

Людмила Тесёлкина, зампредседателя профильного комитета Союзлегпрома, напомнила в своем выступлении, что 4 сентября с.г. вступает в действие федеральный закон «О таможенном регулировании» (ЗТР). Он, естественно, связан с введенным недавно в действие Таможенным Кодексом ЕАЭС и нацелен на уточнение практически всех норм и правил таможенной обработки товаров.

 

Но и в этом документе имеются расплывчатые формулировки, а ряд экономических аспектов нормативно-правовой базы в документе не состыкованы с таможенной практикой других стран ЕАЭС, особенно Белоруссии и Казахстана. Причем таможенные органы этих стран «пользуются» этими несостыковками, чтобы, по словам эксперта, «перетянуть» на себя таможенное оформление товаров, поступающих в РФ и другие страны ЕАЭС. Что, в свою очередь, облегчает незаконный реэкспорт в РФ товаров и услуг, остающийся по-прежнему в крупных размерах. Во всяком случае, в 2017-м, по даннымЛ.Тесёлкиной, в РФ было возбуждено свыше 900 расследований в связи с недоначислением таможенных платежей.

 

С этими оценками согласились многие участники дискуссии, подтверждая ситуацию конкретными примерами по секторам таможенного оформления в странах ЕЭС. Так, отмечалось, что громоздкость, конкурентные цены и «бумагоёмкость» этих процедур в РФ переводит товаропоток и его таможенно-логистическую обработку в соседние с Россией страны ЕАЭС. Притом, что единая система мониторинга товаропродвижения в Союзе поныне не налажена.

 

rer

 

Схожее мнение высказал Георгий Петров, глава комитета по таможенной политике ТПП РФ. Отметив также, что к настоящему времени только в рамках ТПП РФ имеется свыше 250 поправок и уточнений к закону о таможенном регулировании. Причем сам ЗТР требует оперативной состыковки с соответствующими документами других стран ЕАЭС.

 

Впрочем, аудитория круглого стола выражала недоумение: почему такие нормативно-правовые акты «корректируются» в рамках ЕАЭС, что называется, задним числом. Поскольку в этом случае снижается дееспособность национальных и особенно единых для ЕАЭС-региона нормативно-правовых документов.

 

Г.Петров сакцентировал также внимание на вопросах посттаможенного контроля за выпускаемыми в обращение товарами. И, в этой связи, на «адресатах», т.е. субъектах взимания НДС, на что сетуют представители бизнеса. Точнее, они, как и многие эксперты, считают, что уплата НДС должна производиться не «заблаговременно», а по факту окончательного вывода растаможенной продукции в товарное обращение. Но для этого, опять-таки, должна быть отлажена вся цепочка мониторинга движения товаров в рамках ЕАЭС.

 

Практически все участники дискуссии отмечали также фактическое неучастие Казахстана, Киргизии и, в ряде случаев, Белоруссии даже в нынешних, в основном ущербных схемах контроля за товаропродвижением. И, вдобавок, не проводят электронную маркировку продукции легпрома. Что обусловлено традиционно крупными объемами незаконного и «полулегального» реэкспорта в РФ.

 

Преимущественно те же вопросы содержались в выступлении замглавы профильного комитета ФТС Татьяны Зыблевой.Она также сообщила, что только в 2017 г. в таможенной сфере было взыскано до 200 млн. руб. таможенных платежей и смежных выплат с участников внешнеэкономической деятельности. Реальные же объемы данных недоначислений, по экспертным оценкам, превышает 600 млн.руб. ежегодно.


По ее мнению, нужно увеличить число соответствующих проверок. Но в то же время, требуется отрегулировать многие спорные вопросы в ценовой и нормативной сферах таможенных процедур, «судя по мониторингу апелляций участвующего во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) малого и среднего бизнеса». Что давно назрело, ибо, как отмечалось в ходе дискуссии, спорные вопросы в упомянутых секторах обозначились еще в 1990-х.

 

Т.Зыблева сообщила, что в ФТС подготовлены нормативные паспорта регулирующего профиля по таможенным рискам, выпуску товаров в хозяйственное обращение, конкретным таможенным процедурам. Причем «всё более актуальны упрощение и прозрачность таких процедур, в т.ч. посредством цифровизации».

Выступление Марины Лякишевой, советника по таможенным вопросам «Альта-Софт», высказала, в целом, негативные оценки положению дел практически во всех сегментах таможенного регулирования. Что, по ее мнению, обусловлено фискальным прессингом со стороны «фактического регулятора ФТС – минэкономразвития РФ. Нацеливающего таможенную сферу, в основном, на фискальные цели. Отсюда и необоснованные начисления по таможенным процедурам, другим видам таможенного обслуживания продукции». Негативно влияют также излишняя детализация в РФ - в отличие от других стран ЕАЭС и дальнего зарубежья, - таможенных кодов, отсутствие системы товаропрослеживаемости, что «тоже приводит к необоснованному удорожанию таможенного обслуживания». Вдобавок, таможенные структуры требуют доступа к закрытой коммерческой информации участников ВЭД. Пытаясь и там выискивать «фискальные поводы».

 

Эти оценки были, в косвенной форме, поддержаны Т.Зыблевой. а Т.Тесёлкина подтвердила, что, согласно бизнес-опросам, в РФ наблюдается «масса фискальных таможенных начислений на ввозимые и экспортируемые товары». Нормативная же база этих мер «до сих пор непрозрачная».

 

Рекомендации круглого стола, по завершении их согласования между участниками-экспертами, будут направлены в ФТС, Минпромторг и Минэкономразвития РФ.